Оформите заявку на получение услуги
Что такое реестр недобросовестных поставщиков
В простонародье распространены следующие высказывания - реестр неблагонадежных поставщиков, черный список поставщиков или просто РНП.На законодательном уровне упоминание о реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) содержится в статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статье 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Реестр недобросовестных поставщиков – это информационный ресурс, который содержит сведения об участниках тендеров, нарушивших требования Федерального закона N 44-ФЗ и N 223-ФЗ.
За что включают в Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).Сайт реестра недобросовестных поставщиков
Сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) опубликованы в единой информационной системе в сфере закупок в соответствующем разделе.В данном разделе возможен поиск недобросовестных поставщиков по различным критериям (наименование, ИНН поставщика, информации об учредителях, директоре и т.д.).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков
Включение в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется Федеральной антимонопольной службой.Рассмотрим нарушения, за которые включают в реестр недобросовестных поставщиков:
1. Уклонение от заключения контракта
Уклонение от заключения контракта является одной из самых распространенных причин включения в реестр недобросовестных поставщиков. Если участником закупки нарушается порядок заключения контракта, то его могут признать уклонившимся от заключения контракта и направить о нем сведения в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.Уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ может выражаться в следующем:
- нарушение регламентированного срока подписания проекта контракта победителем закупки;
- нарушение срока для направления протокола разногласий;
- непредоставление, или предоставление ненадлежащего обеспечения исполнения контракта;
- неисполнение антидемпинговых мер (антидемпинговые меры);
- непредоставление, или предоставление ненадлежащего обоснования предложенной цены контракта.
Но если организацию признали уклонившейся от заключения контракта, то это не значит, что ее автоматически включат в реестр недобросовестных поставщиков. Согласно действующему законодательству, антимонопольная служба обязана проводить проверку по факту уклонения от заключения контракта.
Если организацию признали уклонившейся от заключения контракта, необходимо готовиться к заседанию, на которое Вас вызовет Федеральная антимонопольная служба. На данное заседание необходимо предоставить доказательства отсутствия умысла на уклонение от заключения контракта. Если комиссия антимонопольного органа не установит недобросовестности в действиях организации, то принимается решение об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае подтверждения факта недобросовестного поведения, комиссия выносит решение о включении в указанный реестр.
2. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта
Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке по причине нарушения существенных условий контракта является основанием для включения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.Основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта может являться, например, неоднократное нарушение сроков поставки товара, поставка товара ненадлежащего качества, существенное отставание от графика производства работ и т.д.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта регламентирована статьей 95 Федерального закона №44-ФЗ.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в антимонопольный орган обращение о включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В течение десяти рабочих дней с момента получения документов от заказчика, контрольный орган в сфере закупок проводит проверку по факту одностороннего отказа от исполнения контракта.
Если комиссия антимонопольного органа не установит недобросовестности в действиях организации, то принимается решение об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае подтверждения факта недобросовестного поведения, комиссия выносит решение о включении сведений в указанный реестр.
3. Расторжение контракта по решению суда
Факт расторжения контракта по решению суда практически во всех случаях является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Порядок направления обращения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков аналогичен порядку, предусмотренному для одностороннего отказа от заключения контракта.После признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта в одностороннем порядке или по решению суда заказчик обязан направить в антимонопольную службу обращение о включении информации об организации в реестр недобросовестных поставщиков. После получения документов от заказчика, антимонопольный орган рассматривает полученные документы и назначает заседание, на которое вызывается заказчик и лицо, включаемое в реестр недобросовестных поставщиков.
Ответственность заказчика в случае ненаправления сведений в реестр недобросовестных поставщиков
Согласно части 2 статьи 7.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.Таким образом, Заказчик обязан направить в антимонопольный орган обращение о включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков
Для большинства организаций попадание в реестр недобросовестных поставщиков является критичным, поскольку они больше не смогут участвовать в торгах и получать прибыль от исполненных контрактов.Кроме того, помимо препятствия участия в торгах, возникают следующие не совсем приятные для компании последствия:
- в реестр недобросовестных поставщиков включаются также сведения об учредителях и директоре компании. Следовательно, если указанные лица захотят открыть новую компанию, то в любом случае, сведения о них будут содержаться в реестре недобросовестных поставщиков и это не решит проблему;
- информация о нахождении в реестре недобросовестных поставщиков размещается в различных информационных ресурсах, которые просматриваются банками или клиентами во время проверки добросовестности контрагента, что может послужить основанием для отказа в предоставлении финансовых услуг (например, выдаче банковской гарантии или кредита) или в сотрудничестве из-за плохой репутации.
Как избежать реестра недобросовестных поставщиков?
Для того, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков необходимо должным образом подготовиться к заседанию в антимонопольной службе.Серьезную ошибку, которую допускают компании в таких ситуациях – пытаются самостоятельно решить проблему или обращаются за помощью к юристам, не имеющим опыта ведения аналогичных дел.
Однако стоит заметить, что предотвратить включение в реестр недобросовестных поставщиков задача нелегкая, требующая специальных знаний и навыков.
Распространенные ошибки при угрозе попадания в реестр недобросовестных поставщиков:
- компания недооценивает серьезность ситуации, уверена, что проблем никаких не будет («подумаешь, не подписали контракт, с кем не бывает» или «ошибка в банковской гарантии не существенная, нас 100% не включат»);
- компания самостоятельно пытается решить проблему или начинает «закидывать» заказчика и антимонопольную службу различными письмами, которые в дальнейшем могут навредить при рассмотрении дела;
- выбрана неправильная тактика защиты.
Согласно действующему законодательству включение в реестр недобросовестных поставщиков не производится автоматически. Антимонопольная служба во всех случаях проводит проверку, на которую вызывает заказчика и поставщика. Исход дела зависит от правовой позиции, подготовленной компанией для обоснования своих действий. По итогам заседания, комиссией принимается решение: включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков или отказать во включении.
Исключение из реестра недобросовестных поставщиков. Обжалование включения в реестр недобросовестных поставщиков
Согласно статье 104 Федерального закона №44-ФЗ основанием для исключения из реестра недобросовестных поставщиков является:- истечение двух лет с даты включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков;
- исключение на основании решения суда.
Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев с момента принятия соответствующего решения.
Финансово-тендерная компания поможет избежать включение в реестр недобросовестных поставщиков. Если организация уже находится в реестре - исключим компанию из реестра недобросовестных поставщиков.
Напишите нам через форму обратной связи или позвоните к нам по телефону 8 (495) 445-44-13 - мы проанализируем все документы по делу, подготовим позицию и поможем решить Вашу проблему.